Обучение

Консультация
Консультируем с 9:00 до 18:30Выходной: суббота и воскресенье


Сообщение об ошибке

Обучение

Сообщение об ошибке

Правила цифрового этикета для айтишников и не только

18 декабря 2020

Цифровой этикет формируется на наших глазах. Не много специалистов, которые могут проконсультировать компанию на тему правил поведения в интернете. Но это не означает, что таких правил нет.

При поиске работы позвонить HR-менеджеру или написать? Письмо отправить на почту или написать в мессенджер? А на вопросы как отвечать и обязательно ли быстро? Можно отправить голосовое?

В век высоких технологий и удаленки тема цифрового этикета особенно актуальна. Поэтому давайте разбираться.


4 базовых правила, которыми нельзя пренебрегать

  1. При знакомстве используйте для связи e-mail или телефон. Для первого контакта это лучшее решение.

  2. Если общение с человеком будет продолжено, заранее договоритесь об удобном канале связи и времени общения.

  3. В почте, социальных сетях и мессенджерах используйте одно и то же фото для аватара. Так собеседник быстрее вас запомнит и ему будет проще понять, кто пишет.

  4. Прежде чем задать вопрос, воспользуйтесь поисковиком. В большинстве случаев у Google уже есть ответ.

Звонки все еще актуальны?

Телефонную связь никто не отменял, но у деловых людей не всегда есть время на общение. Если в мессенджерах человек читает и отвечает, когда свободен, то звонки застают врасплох и даже считаются вторжением в личное пространство.

Чтобы не оказаться неуместным:

  • Звоните, только если это действительно необходимо и по-другому решить вопрос не получится. Совет особенно актуален при решении спорных вопросов: из-за того, что мессенджеры не передают интонацию, может возникнуть недопонимание. В таких ситуациях звонок выручает.

  • Договаривайтесь о времени созвона заранее, это поможет избежать неловкости, и ваш звонок всегда будет уместным и ожидаемым.

  • Заранее подготовьте вопросы для обсуждения, чтобы не тянуть время разговора поиском затерявшихся списков, материалов и папок. 

  • Не снимайте видео с экрана во время видеоконференции и не записывайте звук разговора без согласия собеседника. Это попросту неэтично.

  • Не заглядывайте в экран чужого мобильного телефона или компьютера без согласия коллег. Такими поступками вы нарушаете личное и рабочее пространство человека.


В мессенджерах можно писать 24/7?

Главное правило — решайте рабочие вопросы в рабочее время, даже в мессенджерах. Формат чата удобен тем, что собеседник может ответить, когда ему будет удобно. Но и тут есть нюансы:

  • Не отправляйте сообщения одно за одним, если коллега молчит. Не надо превращать переписку в спам.

  • Мысли излагайте кратко и по делу. Вместо тысячи сообщений отправьте одно. Лучше выделить абзацы, а основные логические мысли или вопросы вынести в список: 1, 2, 3…

  • Избегайте сокращений. «Спс», «сек», «пжл» оставьте для личной переписки с близкими людьми, избегайте этого в общении с коллегами.

  • Не злоупотребляйте голосовыми сообщениями, а в групповых чатах старайтесь их избегать. Не всегда и не все могут прослушать голосовое, да и по удобству восприятия оно сравнимо со звонком.

  • Если не можете ответить оперативно и в ближайшее время будете недоступны, предупредите собеседника. Только не пишите: «5 сек», вы же помните правило о сокращениях?

  • Не стесняйтесь сообщать о нарушении ваших личных границ в нерабочее время. Не обижайтесь, если не нарушать границы попросили вас.


Почта — забытый способ связи?

Вовсе нет. Именно e-mail — основной канал делового общения. Но даже тут нужно уметь общаться с коллегами и постараться сделать переписку удобной для всех участников.

Правила цифрового email-этикета:

  • Постарайтесь в течение суток отвечать на все письма. Несколько раз в день проверяйте почту, чтобы не пропустить важных писем и инвайтов в календаре.

  • Отправляйте письма только в рабочее время.

  • Перед отправкой внимательно проверяйте тему письма, она должна четко отражать содержание. Текст проверьте на орфографические и пунктуационные ошибки.

  • Прикрепленным файлам давайте понятные имена, чтобы при сохранении они не затерялись на чужом компьютере. Вместо «1.pdf» назовите файл, например, «Тестовое на вакансию тестировщика, А.И.Петров».

  • Упростите форматирование письма. Разбейте текст на абзацы, при необходимости выделите заголовки. Используйте обычный шрифт совместно с жирным или курсивом. Не усердствуйте со стилями, выбирайте что-то одно.

  • Не злоупотребляйте сленгами и аббревиатурами, их можно использовать, только если вы уверены, что адресат поймет вас. В противном случае ближайшие 3 письма вы будете объяснять, что хотели сказать в предыдущих письмах.

Будьте внимательны к коллегам и следите за чистотой переписки. В век развитых информационных технологий крайне важно относиться друг к другу с уважением и не пренебрегать цифровым этикетом.

Полная, частичная перепечатка или любое иное использование материалов с сайта IT-Academy разрешается только с указанием активной гиперссылки, ведущей на первоисточник (точный адрес страницы на www.it-academy.by).